Геймификация сегодня очень популярна и только ленивый не знает о ней. Сегодня я расскажу в своей публикации о ее применении в бизнесе: какие могут быть позитивные и негативные последствия данного решения.

геймификация в бизнесе на примерах

Большинство статей на эту тему начинается с определения этого термина. Не буду в этом оригинальной:

Игрофика́ция (геймификация от англ. gamification) — применение подходов, характерных для игр, в неигровых процессах с целью привлечения пользователей и потребителей, повышения их вовлечённости в решение прикладных задач, использование продуктов, услуг.

Википедия

Наиболее известные у нас примеры реализации этого чуда – соответствующие модули для MOCO и WebTutor. Кто-то ими уже пользуется, кто-то о них только слышал.

Есть еще весьма успешный проект «Пряники», который представляет из себя отдельный портал (не СДО). Это что-то типа корпоративной социальной сети с менеджером задач и рейтингом пользователей. Похоже на Битрикс24, на который приделали функционал баллов и бейджей.

проект «Пряники»

В сети несложно нарыть массу статей о том, как здорово внедрить в своей компании бейджи и баллы за какие-либо задачи и без особых денежных затрат повысить вовлеченность сотрудников. Так что же, собственно, такое – этот заморский зверь под названием «геймификация»?

Позитивные примеры геймификации

1. Баллы за работу сотрудника

На внутреннем портале компании или на отдельном сайте создается инструмент для распределения задач по сотрудникам, в котором по каждой задаче можно вести комментарии, выставлять оценки, фиксировать этапы работы и отмечать успешность/эффективность ответственного.

Основная идея – руководитель оценивает работу по каждой задаче и выставляет виртуальные баллы, которые могут быть доступны или недоступны сотруднику.

ПОДВОДНЫЙ КАМЕНЬ: оценка ежедневной работы часто воспринимается сотрудниками как очередная аттестация, экзамен, а потому вызывает негатив.

2. Виртуальное “спасибо” от коллег по работе

В ленте комментариев, на форуме, в личных сообщениях или любом другом инструменте общения, сюда же включаем оффлайновое общение в курилке, на кухне и еще где-нибудь, сотрудники периодически могут помогать друг другу в решении не рутинных задач. Такая помощь обычно отмечается словом «спасибо», и о ней мало кто знает.

В советские времена принято было вывешивать на «доске почета» грамоты и благодарности. Сейчас этот функционал благодарностей геймификация переносит онлайн.

Сотрудники благодарят друг друга не только словом, но и баллами или специальной отметкой. Если грамота на бумаге воспринимается как пережиток каменного века, то «лайк» – это очень современно.

3. Электронные значки для сотрудников

За разные действия сотрудник получает бейджи – это виртуальные значки, которые отображаются в его профиле. Бейджи могут быть выданы адресно (за несколько «спасибо»), по достижению какого-либо заранее установленного показателя (выполнены в срок 5 задач подряд, написано 10 комментариев за день) или в качестве сюрприза (например, самому душевному сотруднику, самому веселому или «повелителю кофейного автомата»).

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: часть бейджей регламентируется заранее в правилах, а часть выдается без предупреждения, т.е. о них знают только администраторы системы.

Это необходимо для того, чтобы разбавлять рабочий ритм приятными сюрпризами. Все мы любим получить что-то бесплатно и без предупреждения – для этого и нужны бейджи-сюрпризы, которые закрепят за геймифицированной системой статус «приятной».

4. Уровни сложности для работы персонала

В геймифицированной системе, как и в любой игре, должна быть циклическая динамика – «погружение» (знакомство с системой, легкий уровень), «борьба 1» (выполнение задания с заранее установленным сроком и наградой, сложность возрастает от уровня к уровню), «отдых 1» (после выигрыша предыдущего этапа перед переходом к новому заданию), «борьба 2», «отдых 2» и т.д.

Очевидно, что периодические задания рано или поздно надоедают. Поэтому иногда (раз в 10-20 заданий) нужно вставлять особо сложную «борьбу». В играх обычно это – последний уровень.

Но если мы планируем использовать геймифицированную систему на постоянной основе, то у нас не может быть последнего уровня, всегда будет что-то впереди.

уровни сложности в геймификации

5. Администратор для геймифицированной системы работы

Чтобы интерес сотрудников к «игре» не угас, необходим хотя бы один администратор, который будет следить за динамикой «игроков» и менять типы заданий с течением времени.

Все люди разные, всем нравятся задачи разного типа: кто-то любит динамические стрелялки, кто-то балдеет от медленных шахмат, а кто-то любит кроссворды или пазлы. Поэтому обязательно нужно выявить психотип сотрудников и подбирать задачи с учетом их предпочтений.

Существует классификация игроков по Бартлу (был такой программист и любитель игр):

  • киллеры
  • «достигатели»
  • социальные особи
  • исследователи.

О них неплохо написано по-русски в одном блоге и на Хабре. Эти четыре типа игроков руководствуются разными психологическими механизмами. Соответственно, для них нужно создавать разные условия игры.

Задача администратора геймифицированной системы – на основе статистики (какие задания чаще и лучше выполняются, какого типа бейджи пользуются популярностью) выявить распределение типов игроков в вашей компании и составлять разные задачи для разных сотрудников. Тогда всем будет интересно.

Почему геймификация не всегда работает

Обычно геймификация использует только внешние награды – это очки, бейджи, рейтинг, награды и подарки (в том числе денежные премии). Поэтому часто сотрудники переключаются с цели «работать качественно» на цель «получить награду».

В чем вообще смысл геймификации

Все, что делает руководитель для своего бизнеса в конечно счете сводится к повышению качества работы сотрудников без повышения затрат. Поэтому руководителю нужно, чтобы сотрудники работали быстрее и/или качественнее (без брака и ошибок). А сотрудники, получив пару бейджей и призов, могут запросто переключиться на охоту за наградой.

ПОМНИТЕ: любую систему может перехитрить достаточно пронырливый сотрудник.

Если у вас в компании есть тестировщики и программисты – те вообще запросто могут «сломать» геймифицированный портал и незаконно присвоить себе десяток бейджей.

Выход из этой ситуации – после краткого этапа вовлечения постепенно переключать мотивацию с внешней на внутреннюю.

Именно внутренняя мотивация – самый сильный и основной двигатель в жизни любого человека. Поэтому бейджи и награды необходимо продумывать так, чтобы сотрудник не просто получил какую-то вещь, а почувствовал свою значимость в жизни компании, увидел свою ценность для других и проникся нужными руководителю идеями.

Ох, как тут попахивает обманом и манипуляцией. Да, у геймификации есть противники.

геймификация за и против

Негативные примеры геймификации

1. Стимулирование только внешней мотивации

Используя баллы, рейтинги и бейджи, вы стимулируете только внешнюю мотивацию. А внешняя мотивация быстро надоедает и перестает действовать. Нередки случаи, когда повышение зарплаты срабатывает раз или два, но уже не мотивирует сотрудника на четвертый-пятый год работы. Таким образом, используя искусственную геймификацию в виде наград, вы убиваете даже те крохи внутренней мотивации, которые изначально присутствуют у сотрудника.

2. Намеренный обман сотрудников

Вы выдаете нужные вам активности за внутреннюю мотивацию. Например, «останься поработать после шести бесплатно и получишь бейджик «самый лучший сотрудник» – это эксплуатация чистой воды. Кто-то один может и задержится после работы, а остальные сотрудники вас возненавидят.

Итак, чтобы геймификация прижилась и дала результаты, необходимо тщательно подойти к подбору элементов геймификации (выбрать виды заданий и виды наград), затем необходимо постоянно следить за активностью сотрудников и корректировать и задания, и награды так, чтобы всем было интересно продолжать играть по вашим правилам. Интересная работающая система получится только после нескольких месяцев отладки и тестирования на живых сотрудниках.


Елена Черныш

Занимаюсь разработкой курсов 6 лет, спектр навыков - от обработки видео до написания сценариев. Неплохо знаю iSpring, Captivate, Storyline. Не люблю Курслаб. Зато люблю черный юмор.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие записи

Мероприятия

«Добрий червень» з Unlimit Ukraine by the European Business Association та БФ «Таблеточки»

Проект підтримки мікро та малого бізнесу Unlimit Ukraine by the European Business Association та БФ «Таблеточки» розпочинають акцію «Добрий червень». Всі ми знаємо, що у великого бізнесу завжди є своя CSR (Corporate Social Responsibility) політика, Подробнее…

iSpring

Повышаем продуктивность разработчиков курсов с новым iSpring Suite 8.7

Компания iSpring, разработчик инструментов для электронного обучения, представила новую версию флагманского продукта для быстрой разработки курсов. В iSpring Suite 8.7 вошли принципиально новые инструменты, которые позволяют не тратить много времени на технические детали и проработку Подробнее…

Blended learning

Кейс впровадження змішаного навчання в КПІ ім. І. Сікорського

23 січня в соціальній мережі побачив анонс I-ї Всеукраїнської конференції «Цифрові комунікації у глобальному просторі. Змішана освіта». Передбачувано, що в основному будуть доповіді та обговорення досвіду в академічному секторі. Наразі мені дуже цікаво спостерігати за Подробнее…